Каждый отдел ЖКТ склонен к своим собственным уникальным заболеваниям. Болезнь Крона, целиакия, язвенные колиты и злокачественная анемия являются наиболее серьезными диагнозами, которые отражают длительные тенденции заболеваний пищеварительного тракта.
Механизмы аутоиммунизации играют важную роль при хронических гастритах и колитах. Скорее всего, аутоагрессия связана с появлением аутоантител вследствие бактериального, вирусного или иного повреждения компонентов слизистой оболочки на фоне снижения супрессорной активности иммунной системы.
Гасторо-панель (метод иммунноблоттинга) позволяет полуколичественно определить аутоантитела классов IgG и IgA к внутреннему фактору, париетальным клеткам, тканевой трансглютаминазе, Saccharomyces cerevisiae(ASCA) и глиадину.
Внутренний фактор — гликопротеин, который синтезируется исключительно париетальными клетками желудка. Он необходим для транспорта и всасывания витамина В12 в тонком кишечнике. Существует два типа аутоантител к внутреннему фактору, но патологический результат их действия один и тот же: отсутствие всасывания кобаламина в кишечнике.
Аутоантитела к сывороточному внутреннему фактору могут определяться в 50-70% случаев при злокачественной анемии и являются высокоспецифичными (нет данных ни об одном положительном результате у здоровых лиц).
Хронический атрофический гастрит и пернициозная анемия часто сопровождаются появлением аутоантител против париетальных клеток желудка.
Антитела к париетальным клеткам могут выявляться в 80-90% случаев у пациентов при злокачественной анемии, у пациентов с атрофическим гастритом без пернициозной анемии — до 50% и у 33 % больных тиреоидитом. Диагностическая ценность теста, определяющего эти антитела, состоит в использовании его для скрининга больных, у которых выявлена предрасположенность к пернициозной анемии (железодифецитная анемия, эндокринные расстройства, синдром Шегрена).
Тканевая трансглютаминаза (tTG) была идентифицирована в 1997г. как главный, если не единственный, эндомизиальный аутоантиген при целиакии. Этот фермент синтезируется широким спектром клеток различного типа, но обычно находится в межклеточном пространстве.
Анти-tTG антитела класса IgA являются высокочувствительным маркером целиакии (специфичность 90-97%). Показано, что тканевая трансглютаминаза (tTG) является основной, если не единственной, мишенью для эндомизиальных антител. Уровень этих антител снижается в начале безглютеновой диеты.
Антитела к ASCA направлены против олигоманнозных эпитопов на клеточной стенке дрожжей Saccharomycescerevisiae. Специфичность ASCA IgG- и IgA-антител при болезни Крона составляет 95-100%.
Дифференцировать два основных воспалительных заболевания кишечника, болезнь Крона от язвенного колита, что принципиально для лечения и прогноза, можно с помощью ANCA (антинейтрофильные цитоплазматические антитела) и ASCA (антитела к Saccharomyces cerevisiae). Наличие атипичных ANCA и при болезни Крона встречается гораздо реже , чем при язвенном колите. Частота выявления ANCA — 50-90% при язвенном колите; 10-20 % при болезни Крона. Комбинация 2 тестов — ANCA и ASCA позволяет дифференцировать болезнь Крона и язвенный колит.
Глиадин — белок присутствующий в многих зерновых продуктах. У пациентов с целиакией в циркулирующей крови присутсвуют аутоантитела к глиадину. Определение IgA- и IgG- антител против глиадина имеет диагностическое значение. В случае удаления глютена из диеты титр антител снижается, а возможно исчезает совсем.